§ Широкогоровы §
toggle menu

Русский стандарт нейминга водки

Должен признаться широкой сетевой общественности, что я ввиду различных жизненных обстоятельств так и не воспитал в себе культуры употребления всяких там веществ. А потому, подобно бережливой дореволюционной хозяйке, по-прежнему употребляю синьку. То бишь водку. Иногда, но случается. Примерно раз в месяц.

Конечно, от случая к случаю я пью и прочие крепкие напитки. В магазинах дьюти-фри не прохожу мимо ирландского, да и шотландского виски и ликера «Jägermeister”. Люблю сербскую грушевую ракию и сербский же пелинковац. Придерживаюсь старой русской коньячной парадигмы и пью коньяк по праздникам, стопками, под салат «оливье», пироги с капустой и малосольную красную рыбу.

Однако, как пела в свое время королева российских корпоративов, «горилка — це горилка». Водка по сути своей есть чистый функционал, а потому, в отличие от многих более дорогих крепких напитков, совершенно универсальна с точки зрения ситуаций потребления. Пить её можно одному, вдвоем, втроём и так далее. Можно пить с друзьями, в кругу семьи и с малознакомыми людьми. Под горячие закуски, как рекомендовал проф. Преображенский, или под плавленый сырок. Водка пьётся после переговоров с деловыми партнерами, на свадьбах, на даче, в бане, на рыбалке и охоте — продолжите сами. Водка пьётся также просто так, когда охота выпить.

Ввиду столь всеобъемлющей демократичности водки, в современных условиях она совершенно естественно дифференцировалась по цене. И раньше-то для советской элиты существовали всякие малодоступные бренды водки типа «Золотое кольцо», «Посольская» или «Столичная» в экспортном исполнении. А уж нынче и вовсе странно было бы, если крупный чиновник или владелец предприятия, офисный служащий, вахтовый строительный рабочий и дворовый выпивоха брали бы с полки одинаковые по цене бутылки.

А ещё нужно учесть такой фактор, что производителей водки в России очень много, и почти каждый старается выстроить портфолио брендов от массового до премиального сегмента. В результате покупателя, зашедшего в водочный отдел, встречают десятки самых разных бутылок, графинов и штофов с разбавленным водой этиловым спиртом, и все они пытаются донести до покупателя какое-то послание. Послание в целом понятное, оно состоит из двух частей. Первая часть — «Выбери меня!», а вторая — «Потому что…».

Вот на второй части давайте остановимся, и посмотрим внимательно, о чём говорят нам водочные бренды и их названия.

Говорят, что все бренды водки по цене делятся на четыре класса — Эконом, Стандарт, Премиум и Супер-премиум, - но, как и любая схема, это деление очень условное. Если супер-премиум как правило можно отличить по странной для водки цене, то нащупать границу, например, между эконом-водкой и стандарт-водкой не всегда можно. Поэтому, как обыватель, я буду говорить о недорогой водке, средней водке и дорогой водке.

Не ограничиваясь, разумеется, перечисленным ниже, складывается примерно такая картина.

Недорогая марка водки как правило говорит о советском прошлом, о натуральности, ГОСТе и качестве. Таковы «Зеленая марка», «Хлебная», «Ржаная», «Калинка», «Кедровица», «Спецзаказ», «Путинка», «Казенка», «ГОСТ», «Эталон», «Артельная», различные наследники и клоны «советских» водок.

В недорогом сегменте также распространены «юмористические» названия: «Володя и медведи», «Белочка», «Добрый медведь», «Дудка», «Выпь!».

Водочная марка средней цены рассказывает о красоте и многообразии природы нашей бескрайней страны, иногда и о её суровости. Таковы «Алтай», «Байкал», «Тундра», «Пять озер», «Журавли», «Рябчик», «Русская березка», «Зимняя дорога», «Мороз и солнце», «Талка».

А дорогая водка делится на два направления — «Власть» и «Царь-зверь». Здесь можно назвать такие бренды водки, как «Русский стандарт», «Царская», «Русское золото», «Парламент», а также «Белуга», «Мамонт», «Хаски».

Очевидно, что существует много водочных брендов, которые не укладываются в указанную схему.

Также понятно, что практически любое слово подходит в качестве названия водки. Потому что водка, как мы уже отмечали, есть чистая функция и любое слово может сообщить ей свои смыслы. Проведите простой эксперимент — взгляните вокруг себя и назовите пять слов, которые придут вам после этого в голову. Теперь представьте себе водку с таким названием.

Единственное, что остается мне непонятным — как можно было назвать водку «Царской». Видят боги — не понимаю. По прямому смыслу-то всё в порядке — лучшая, отборная водка, достойная царя, т.е. не ключница делала. Но как можно было забыть, что «Царская водка» — это Aqua Regis алхимиков, смесь соляной и азотной кислот, способная растворять золото? То есть жидкость, принятие которой внутрь грозит самыми тяжёлыми последствиями?

Удивительный, в своем роде, нейминг.

 
Электропочта shirokogorov@gmail.com
© 2009 - 2024